«Реализация нейронных сетей»: разработчик электроники — о новых российских системах для роботов и беспилотников

Российские беспилотники в скором времени будут оснащаться новым спецвычислителем, который позволит БПЛА выполнять полёты в автономном режиме, не ориентируясь на сигналы спутниковой навигации. Об этом в интервью RT рассказал заместитель генерального директора по развитию научно-технического центра «Модуль» Алексей Мохнаткин. Также предприятие рассчитывает на скорое начало поставок мобильного диагностического комплекса с встроенной системой искусственного интеллекта. Изделие будет применяться для обнаружения коронавируса у пациентов и тем самым снизит нагрузку на российских врачей. Ещё одной новейшей разработкой «Модуля» является линейка гелевых аккумуляторов, способных выдерживать попадание пуль, осколков и воды.

«Реализация нейронных сетей»: разработчик электроники — о новых российских системах для роботов и беспилотников

  • Автоматизированное рабочее место по распознаванию объектов для БПЛА разработки НТЦ «Модуль»
  • © Пресс-служба НТЦ «Модуль»

— Алексей Эдуардович, для начала расскажите немного о научно-техническом центре «Модуль». На чём специализируется предприятие и каким компаниям поставляет свою продукцию?

— Наше предприятие работает с 1990 года. Мы занимаемся производством микропроцессоров, микроконтроллеров, вычислительных модулей, радиоэлектронной аппаратуры, комплектов программных средств для разработки и реализации глубоких нейронных сетей, ЭВМ и других систем. В структуре «Модуля» функционирует один из крупнейших в России дизайн-центров встраиваемой аппаратуры и микроэлектроники.

У нас очень широкий круг заказчиков: организации ЖКХ, вузы, администрации бизнес-центров, большое число частных компаний. Также в число основных потребителей нашей продукции входят предприятия ведущих государственных корпораций — «Роскосмоса» и «Ростеха».

К примеру, на современном этапе активно развиваем взаимодействие с одним из ведущих российских производителей авиационной техники и поставляем вычислительные машины, которые устанавливаются на спутники российской системы «ГЛОНАСС».

К ключевым направлениям деятельности «Модуля» относятся искусственный интеллект, навигация, космос, авиация, медицина, машинное зрение, беспилотные комплексы, мультимедиа, программно-отладочные средства. В последние годы огромный простор для деятельности центра появился в связи с запуском программ импортозамещения, переходом предприятий и государственных учреждений на отечественную электронно-компонентную базу.

— На прошедшем недавно международном авиакосмическом салоне МАКС-2021 вы представили одно из своих последних изделий — новый мезонинный вычислитель. Что это за устройство и где оно будет применяться?

— Это эффективный спецвычислитель для реализации искусственных нейронных сетей и задач цифровой обработки сигналов и изображений. Он был создан на базе самого современного нейропроцессора и представляет собой плату для решений в области искусственного интеллекта. Размер представленного на МАКС-2021 образца составлял 12 х 12 см, но в серийном производстве площадь вычислителя будет 10 х 10.

Это восьмое поколение чипов и четвёртое поколение архитектуры.

Создание нового модуля коллектив центра считает большим достижением: устройство потребляет от 5 Вт до 9 Вт энергии при вычислительной мощности в 0,5 флопса.

«Реализация нейронных сетей»: разработчик электроники — о новых российских системах для роботов и беспилотников

  • Заместитель генерального директора по развитию научно-технического центра «Модуль» Алексей Мохнаткин
  • © Пресс-служба НТЦ «Модуль»

Изделие легко подключается к «голове» робототехнических комплексов, беспилотников и пилотируемых летательных аппаратов — наш спецвычислитель устанавливается в стандартный разъём управляющей платы. Он может выступать как зависимое средство — то есть принимать «указания» извне — и выполнять функции микрокомпьютера, действуя «самостоятельно».

По сути, новое изделие было разработано по просьбам целого ряда российских производителей беспилотных комплексов. Они попросили нас уменьшить габариты и уровень энергопотребления тех вычислителей, которые мы им поставляли. Для российских беспилотников мезонинный модуль является по-настоящему уникальным решением. Ни одно российское предприятие ничего подобного пока не предлагает.

В России в ближайшее время начнутся госиспытания модернизированного ударного вертолёта Ка-52М «Аллигатор». Об этом рассказал…

Преимущество наших систем заключается в том, что они могут управляться оператором без специального образования. Они интуитивно понятны любому человеку. Эксплуатантам не нужно держать штат инженеров или IT-специалистов, достаточно одного оператора. Экономический эффект от интеграции наших умных комплексов очень ощутимый.

Важным направлением «Модуля» является изготовление источников тока. В частности, наш центр сконцентрировал усилия на разработке линейки аккумуляторов «Триумф» с электролитом в виде геля. Их можно устанавливать на наземную технику и летательные аппараты, в том числе в качестве резервных источников питания.

Особенность этого изделия заключается в том, что внутри него нет жидкости. Гелевый аккумулятор неприхотлив и чрезвычайно устойчив к механическим повреждениям — он сохраняет работоспособность, даже если пробивается насквозь.

Такое изделие однозначно подойдёт армии и силовым ведомствам. Помимо нас, в России сейчас работает только одно предприятие, которое выпускает гелевые аккумуляторы.

— Действительно любопытная разработка. Получается, что такой аккумулятор способен работать даже после попадания осколков и пуль?

— Совершенно верно. Он продолжает работать, причём выделения электролита и вредных газов не происходит. «Триумф» прекрасно переносит попадание воды, хорошо работает на морозе и жаре, а после полной разрядки способен заряжаться до 100%. Жидкостные аналоги такими качествами не обладают — в лучшем случае они зарядятся на 80%. И самое главное — это безопасность.

Мы предлагаем стартерные, тяговые и другие виды гелевых аккумуляторов. Да, их стоимость выше на 10—20%, чем жидкостных аккумуляторов, которые повсеместно используются в войсках и на гражданке. Но, сами понимаете, преимуществ у гелевой батареи гораздо больше. Например, её практически не надо обслуживать.

К сожалению, на внутреннем рынке российские гелевые аккумуляторы представлены слабо. Однако ситуация начинает меняться. «Триумф» сейчас успешно проходит испытания в ряде силовых ведомств и в арктических условиях. Рассчитываем, что наша линейка уникальных гелевых аккумуляторов найдёт широкое практическое применение.

Источник

Подписаться
Уведомлять
guest
0 Комментарии
Inline Feedbacks
View all comments