Моряки-тихоокеанцы рассказали о службе, сомалийских пиратах и приметах

Жизнь фрегата «Маршал Шапошников»

«Бескозырка белая, в полоску воротник…». Любой мальчишка хотя бы раз в жизни мечтал стать бесстрашным моряком, бороздящим морские просторы, или отважным капитаном, усмиряющим шторма. Корреспондент «МК» побывала в дивизии надводных сил Тихоокеанского флота и узнала, как несут службу те, кому покоряются моря.

Моряки-тихоокеанцы рассказали о службе, сомалийских пиратах и приметах

Фото: Пресс-служба ТОФ.

Курсы экстремальной журналистики «Бастион», организованные Союзом журналистов Москвы и Министерством обороны, благодаря которым я и оказалась в Приморском крае, оказались богаты для слушателей не только различными испытаниями и теоретическими занятиями, но и интересными знакомствами. Приехать в портовый город и не побывать на корабле было бы очень обидно. Поэтому, когда за ужином организаторы сообщили, что утром мы едем на корабль Тихоокеанского флота, настроение у всех заметно приподнялось.

33-й причал Владивостока. Именно здесь базируются корабли дивизии надводных кораблей Тихоокеанского флота. Фрегаты, корветы стоят «плечом к плечу», как в строю. Если долго всматриваться, начинаешь ловить себя на мысли, что это вовсе не бездушные машины.

«Корабль надо любить. Как ты к нему относишься, так и он к тебе», – чуть позже услышу я от одного из морских офицеров. Выходит, не только мне эти гиганты показались живыми.

Справка «МК»: Соединение надводных кораблей Тихоокеанского флота было сформировано в 1952 году. Позже на его базе была создана дивизия ракетных кораблей. В 1968 году соединение было награждено орденом Красного Знамени. В 1990 году в ее состав вошла 44-я бригада надводных кораблей. В 2011 году произошло переформирование, а точнее объединение 36-й дивизии и 44-й бригады.

Поднимаемся на фрегат «Маршал Шапошников» в сопровождении встретившего нас офицера. Ранее основным предназначением фрегата был поиск и уничтожение подводных лодок, а после прошедшей модернизации это – нанесение высокоточных ударов по вражеским кораблям.

Но и задачу поиска подводных лодок с фрегата никто не снимал. На нем остался и гидроакустический комплекс, и противолодочное оружие. Заместитель командира корабля по военно-политической работе капитан 2 ранга Роман Шилов рассказал, что после модернизации самым знаковым событием стала установка крылатых ракет, которые способны поражать корабли противника на большом удалении и с высокой точностью. «Маршал Шапошников» стал первым кораблем-носителем высокоточного оружия.

Реактивные морские бомбометы, автоматическая корабельная артиллерийская установка, две восьмиячеечные вертикальные пусковые установки для 16 крылатых ракет «Калибр» и «Циркон»… И это лишь малая доля того, что стоит на вооружении фрегата.

«Мой прадед был военным моряком»  

Григорий Зеленый, старший специалист приемного радиоцентра, служит на фрегате «Маршал Шапошников» уже семь лет. В гражданской жизни, до службы на флоте, он – учитель физкультуры и основ безопасности жизнедеятельности.  Спортивные увлечения не бросает и сейчас. Как рассказал сам военнослужащий, он успевает заниматься и футболом, и баскетболом, и армреслингом.

– Мой прадед был военным моряком, – поделился Григорий. – Думаю, любовь к флоту передалась от него. Я уже поступил в военно-морской университет, чтобы в дальнейшем, через пять лет, получить офицерское звание.

– Сразу попали на этот корабль?

– Нет, сначала служил на БДК «Николай Вилков» (БДК – большой десантный корабль. – Авт.) Четыре года назад перевелся сюда на вышестоящую должность.

– А как отношения в коллективе во время дальних походов? Не искрит?

– Притираемся со временем. Спортивные мероприятия сплачивают хорошо. У нас на корабле есть тренажерный зал, простенький, но все необходимое есть: гантели, турник.

– Кормят на корабле хорошо?

– Да, все запасы продовольствия пополняются в портах, если надо. Когда нет такой возможности, приходит танкер с продуктами. Меню разнообразное – и мясо, и рыба, и фрукты. Все свежее.

– А как с морской болезнью?

– На больших кораблях не так сильно укачивает. Но бывает, конечно, особенно у вновь прибывших. Таблетки специальные пьют или сухари едят. Конфеты карамельные помогают.

– Какой у вас был самый продолжительный поход в море?

– Пять месяцев были вдали от дома. Я человек семейный, недавно ребенок родился, длительная разлука, конечно, тяготит немного.  

– Что жена говорит, когда в командировку собирает?

– Поворчит немного, но все понимает. Есть боевая задача, которую надо выполнить. Жена много вкусного с собой собирает, булочки печет, компоты варит. Я всех угощаю, товарищи рады.

«22 минуты»

Роман Шилов рассказал, что на корабле несут службу только профессиональные военнослужащие, контрактники, моряков срочной службы нет.

– Корабль может развить скорость до 30 узлов, это примерно 60 километров в час, – поделился капитан. – У него существует несколько видов хода. Есть экономический, на котором можно пройти самое большое расстояние – девять тысяч километров без дозаправки.

– Как часто фрегат выходит в море?

– В зависимости от поставленных командованием задач. Выйдем, когда скажут и на сколько скажут по времени. В этом вопросе границ нет.

– Последний раз куда ходили?

– Последний крупный выход (про мелкие, думаю, нет смысла говорить) был у нас в июле этого года. На большие оперативные учения в районе Тихого океана.

– «Маршал Шапошников» участвовал в каких-либо боевых действиях?

– В боевых – нет, но в 1990 году он эвакуировал личный состав в Персидском заливе. В 2010 году корабль выполнил практически боевую задачу. Он освободил от пиратов танкер «Московский университет», за что треть экипажа была удостоена наград. По этим событиям потом был снят фильм «22 минуты».  В 2002 году корабль посещал президент Владимир Путин.

– Расскажите про сомалийских пиратов.

– В 2009 году я нес службу на корабле «Адмирал Пантелеев». Тогда мы захватили 28 пиратов. Антипиратская миссия проводилась как раз с 2008 года, когда сомалийские пираты активно начали захватывать корабли, проходившие Аденский  залив. Так как самый короткий путь у нас в Азию через Суэцкий канал, они там и разбойничали активно. 

Наши корабли проводили конвои, на которые высаживали группы досмотра. Обычно они были из пяти человек – офицер или мичман и с ним четверо военнослужащих по контракту с полным вооружением. Это ручные гранатометы РПГ, автоматы Калашникова. В антипиратских миссиях участвовали наши четыре больших противолодочных корабля: «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Трибуц». Они и осуществляли основную борьбу против пиратов. За одну «проводку», которая длилась от трех до пяти дней, один наш корабль проводил максимум 18 кораблей. Они друг друга меняли, один уходил с Аденского залива, другой приходил. Каждый прошел по 3-4 боевых службы.

– А как поступали с пиратами?

– Мы же гуманисты, – улыбается Роман. – Когда я служил на «Пантелееве», пираты жили на вертолетной площадке. Мы им тент натянули, чтобы от дождя защищал. Их охраняли два человека, один непосредственно рядом, второй на крыше ангара с автоматом. Их, кстати, очень хорошо кормили. Несмотря на то, что климат достаточно жаркий, ночами пираты сильно мерзли, и наше командование разрешило выдать им зимние шинели, чтобы те грелись.

– А потом куда их?

– Потом их передали в Иран.

«Прямо по палубе и бегаем»  

– Почему вы сами решили стать моряком?

– В моей семье не было военных. В 1995 году я поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус. С тех пор и иду по этому пути. В 2007 году перебрался из Санкт-Петербурга во Владивосток.

– Сложно на флоте?

– Как таковых сложностей, я считаю, нет. У меня, вообще, уникальная работа, я работаю с людьми. Не только с моряками, но и с их семьями. Иногда приходится решать и служебные проблемы личного состава, и семейные.

– Часто жены уходят от моряков? Не каждая женщина ведь готова, чтобы муж по полгода в море был.

– Такое, конечно, бывает, но не часто.

– С большим коллективом сложно работать? Текучка кадров большая?

– Личный состав большой, более 350 человек, с кем-то – сложно, с кем-то – легко. Все индивидуально, и в большей мере зависит от самого человека. Для каждого надо найти свой подход. Вообще «текучка» личного состава зависит, прежде всего, от руководства. У нас очень хороший командир, поэтому и как такового оттока людей практически нет.

Капитан рассказал, что когда судно находится в море, моряки несут дежурство в три смены. По воскресеньям для личного состава проводится много различных мероприятий: соревнования по кроссфиту, эстафеты.

– Прямо на корабле?

– Конечно.  (Мой вопрос явно удивил офицера.) – Людям же надо как-то отдыхать.

– А где же вы тут бегаете? – настал мой черед удивляться.

– Прямо по палубе и бегаем. Также проводим турниры по шахматам, шашкам, играем в нарды. Кинотеатр – на вертолетной площадке. Разворачиваем две колонки, и военнослужащие фильмы смотрят. Как в нормальном кинотеатре, только на свежем воздухе под звездами.

– Вертолеты какие задачи выполняют?

-У нас базируются один противолодочный вертолет К-27ПЛ и один спасательный К-27ПС. Какие именно вертолеты берут в дальний поход – зависит от поставленных задач. Идем на мирную миссию – можем взять два спасательных. У них предусмотрен большой отсек, где можно разместить людей. Противолодочный вертолет оснащен опускаемой гидроакустической станцией.

– У моряков есть свои суеверия?

– Как у всех моряков – женщина на корабле к несчастью, – улыбается офицер. – Но, с оговорочкой, исключительно в длительных походах. Так мы конечно приглашаем и членов семей на борт, и просто в качестве экскурсии. Еще по понедельникам в море не выходим. Примета плохая.

– Как вы сами считаете, на флоте престижно служить?

– Конечно. Приходит, допустим, на корабль человек со средним образованием, а у него тут уже и заработная плата, и полный соцпакет. Служебное жилье, а если его не могут предоставить, то ему платят компенсацию за поднаем жилья. Благодаря нашему президенту предоставлено много льгот. А это является дополнительным стимулом и подспорьем.  

***

Знакомство с военными моряками Тихоокеанского флота было не таким длительным, как хотелось бы. Да и в море с ними выйти не привелось. Но и того, что удалось узнать и увидеть, было достаточно для того, чтобы понять: тихоокеанские рубежи наши защищены, и решают эту задачу люди мужественные, ко всему готовые.

Семь футов под килем!

Источник: www.mk.ru

Подписаться
Уведомлять
guest
0 Комментарии
Inline Feedbacks
View all comments