О церкви стоит разговаривать и стоит тратить на это жизнь, считает Серафим Сашлиев, корреспондент и ведущий телеканала «Спас», автор YouTube-канала «Серафим». В эфире программы Антона Красовского «Антонимы» он поделился своим мнением о свободе слова, политике руководства РПЦ и интересе людей к православию.
— В гостях у нас Серафим Сашлиев. Мой новый кумир, я смотрю каждый раз, хотя я вру, конечно, я всё время вру, его прекрасную программу, блог на YouTube под названием «Серафим».
— Я православный блогер, правильно?
— А я не знаю. Ты православный блогер?
— Так теперь все представляют.
— Ну, а как? Ты как себе сам представляешь?
— Я. Как я? Не знаю. Просто автор YouTube-проекта «Серафим».
— Ну, вот что такое YouTube-проект «Серафим»?
— Это замечательный, беспрецедентный канал, на котором свободно говорят о религии, церкви, о христианстве.
— Ты параллельно ведь работаешь и на «Спасе»?
— Да.
— Что тебя заставило, а самое главное, кто тебе позволил на «Спасе» в твои 24 года, прости Господи, вести самостоятельную передачу, да ещё в отрыве от Русской православной церкви и начальства?
— А вот ты как раз говоришь о том, что, или не ты, кто там. Прилепин. Я уже у вас через запятую в принципе.
— Конечно, я и есть Прилепин. Я и есть Грут.
— В общем, у нас свободнее, чем у пендосов, правда?
— Ты так не думаешь?
— Я. Не знаю, но я точно знаю, что…
— Он сейчас окажется либералом тайным. Владимир Романович, обратите внимание, пожалуйста, на тайного либерала в ваших рядах затесавшихся.
— Он обратил уже внимание на меня. Мы нормально общаемся, тепло, приятельски.
— Приятельски.
— Да-да-да. В общем, в церкви свободнее, чем можно было бы подумать об этом. Во всяком случае на моем канале.
— Да? Свобода у вас там?
— На «Спасе» я имею в виду.
— Свобода?
— На YouTube-канале тем более. Ну, вот, пожалуйста. Я делаю. Никаких ограничений.
— То есть никто тебе не говорил: «Как ты смеешь, мразь малолетняя, делать что-то самостоятельное?» Наоборот, тебе помогают. Приходит к тебе владыка Тихон Шевкунов.
— Помогает ли он мне — я не знаю. Но он приходит. Просто откликается, то есть секретов тут нет особо никаких, на приглашение.
— Как тебе пришла идея в голову сделать свой самостоятельный продукт и почему он не идёт на «Спасе»?
— Мне хотелось, слушайте, мне 24 года всего. На Спасе я 2,5 года. До этого какого-то особого журналистского опыта у меня не было и нет. И поэтому подумать о том, что мне нужно делать свой проект и кто-то выделил бы средства — это наивно. Хотя я пытался, в общем, об этом заговорить. Мы что-то об этом думали.
Всё-таки «Спас» — это, очевидно, официальный канал Русской православной церкви, и это совсем другая степень просто ответственности за слово, я думаю, за то, что оттуда звучит.
— То есть ты решил сделать что-то веселенькое, да?
— Да, я решил похулиганить.
— Это вот хулиганство, да, называется?
— А как ещё?
— Посадить писателя Архангельского, тоже пожилого, и митрополита Тихона вдвоем и поговорить о февральской революции.
— И о Навальном. И владыку Тихона мы же спрашиваем о том, сажал ли он Серебренникова.
— И что? Он говорит: «Нет, я не сажал. Нет-нет, это не я».
— Это наглая абсолютно чушь. Да, наглая, подлая, оскорбительная чушь. Вот как он ответил.
— Да?
— Да.
— А думаешь, не сажал он Серебреникова?
— Я уверен, что не сажал.
— Нет?
— Ты знаком с ним?
— С кем?
— С владыкой Тихоном.
— Я с Серебренниковым знаком.
Ровно 30 лет назад в Подмосковье был убит протоиерей Русской православной церкви, известный богослов и миссионер Александр Мень. В…
Я тебе уже об этом рассказывал уже сегодня. Короче, много фидбека всякого, который комплементарный в отношении нашей работы и церкви, которая представлена в нашей программе и в моём лице, и в лице наших спикеров. Мы у Улицкой тебя обсуждали, кстати, твою фразу про Меня и то, что церковь идёт якобы куда-то не туда после…значит, «30 лет церковь идет не туда» — вот ты так сказал.
— Это тоже все мое лицемерие, конечно.
— Я не знаю. Мне кажется, строго ты к себе.
— Ой, Господи. Серафим Сашлиев был у нас сегодня в эфире.